Метод интегрированных заданий по опорному и безопорному восстановлению диалогов (МИЗПОБВД)

Неумение эффективно применять якобы выученные элементы языка в реальном общении с представителями разных социальных групп - главная проблема учащегося

В некоторых учебниках английского среди заданий на заполнение пробелов вы найдёте и такие, где вам дают несколько картинок из комикса, иллюстрирующих развитие событий, возможно, даже диалогов, и вы должны вставить в пробелы недостающие слова и фразы - как правило, из списка предоставленных. А теперь представим, что такого списка готовых слов и фраз у вас нет, а вместо серии картинок - видео без звука. Задание таким образом очень усложняется, не так ли? Да,  видео намного информативнее серии картинок. Но из всего диалога вам может предоставляться менее половины всех реплик.  А если вообще ни одной реплики вам не дадут, то уже получается сочинение. Ах да, компьютер или плохой учитель даже просто проверить такое задание уже не сможет.


МИЗПОБВД включает в себя изучение базовых элементов культурологии, социологии, психологии общения, психолингвистики, вероятностного мышления, и представляет собой такую последовательность действий:

  1. Ученику предоставляется информативный (т.е. такой, по которому можно понять многое) визуальный контекст в виде документального или художественного фильма/видео (уровень сложности языка не столь уж и важен, если у вас есть учитель который может повысить или понизить сложность реплики, сохранив её фундаментальный смысл - ведь на картинках справа понятно, что изображена кошка, разница лишь в деталях) без предоставления звуковой дорожки, или хотя бы в виде серии картинок (без текста) из комикса, и предлагается написать реплики участников разговора двух (это проще) и более, чем двух (это сложнее) более-менее психически здоровых людей из разных социальных групп (т.е. разных возрастов, полов, с разным уровнем образования, материального достатка, статуса и пр.). Понятно, что, например, для 9-летних детей восстановить разговор их сверстников будет легче, чем разговор дедушек и бабушек или двух грабителей банка.
    Диалоги, где один (А) человек в основном рассказывает какую-то историю, а другой (В) просто вставляет свои комментарии и вопросы, назовём ассиметричными. Восстановить реплики В достаточно просто, чего нельзя сказать о репликах А, поэтому для реприк А обычно требуются подсказки.
  2. В зависимости от необходимого уровня сложности и нацеленности на развитие каких-то конкретных навыков, ученикам можут предоставляться определённые (в этом - суть метода) подсказки в виде
    • кодов частей речи/предложения (например, Рr - preposition, -Ing (глагол с окончанием -ing)) в правильной последовательности (это как формулы в физике - для отработки понимания синтаксиса и конструкций)
    • текста трёх типов на английском языке
    • текста двух типов на русском языке
    • звуковых фрагментов трёх типов (если берутся английские или американские неучебные видеоматериалы, то разобрать без субтитров часто бывает сложно)
  3. Ученики сами (совместно), используя 4 основных взаимодополняющих онлайн переводчика, словари и другие ресурсы, переводят восстановленный ими разговор, максимально используя выученные уже известную лексику и грамматику.
  4. В случае с не очень ответственными детьми, ученики предоставляют учителю свой вариант диалога, прежде чем услышат и прочитают оригинал.
  5. Учитель проверяет работу учеников, задаёт наводящие вопросы, объясняет возможные варианты, просит объяснить логику развития диалога, предлагает рассмотреть возможность включения конкретных неиспользованных, но ранее изученных слов, словосочетаний, конструкций и других грамматических элементов и пр. в определённые реплики. То есть, учит логике восстановления диалога.
  6. Ученики смотрят озвученный фрагмент фильма/видео с точными субтитрами или читают полный комикс, сравнивают свою версию с оригиналом. У них должно появляться множество вопросов.
  7. Учитель вместе с учениками обсуждают разные варианты развития диалога.

Умение сопоставить своё моделирование мира с реальностью - отличительная черта разумного человека. Чем лучше вы научитесь предсказывать вероятные реплики собеседника на иностранном языке, тем быстрее и легче вы их сможете распознать, и очень часто вы сможете красиво, грамотно и четко сформулировать свою ответную реплику еще до того, как собеседник закончит произносить свою.

 

© 2016 EngLan4U
Все материалы на этом сайте лицензированы к использованию в рамках лицензии Creative Commons (Attribution)

ИнДидакт